+7 (8112) 560-660
+7 911 88 00 903
Информация о городе

Архитектура

Архитектура

Псковская школа зодчества сформировалась к началу XIV века. Являясь северо-западным форпостом русских земель, Псков уделял большое внимание обороне. Ядро крепости - Кром в излучине рек Великой и Псковы. Рост городской территории отмечен сооружением посадских стен: Довмонтова стена (вторая половина XIII века), стена посадника Бориса (1309 год), Средний город (1375 год), Окольный город (60-80 годы XV века). Существующие ныне укрепления Окольного города датируются в основном XVI веком. В наиболее опасных местах строились крепостные башни (костры). Их было 39. Общая протяженность крепостных стен Пскова 9,5 км. Пригороды Пскова и Новгорода так же имели крепостные сооружения. Наиболее значительные из них: Изборск (XIV век), Порхов (конец XIV века), Гдов, Остров, Печеры (XVI век). Элементами оборонного зодчества являлись: захабы, вылазы, слухи. Псковское церковное зодчество сформировалось на основе новгородских традиций. Первый каменный собор воздвигнут на Завеличье в Мирожском монастыре - Спасо-Преображенский собор (до 1156 года). Он построен из местного камня плитняка с частичным применение плинфы (кирпича) на цемяночном (толченый кирпич) растворе, с дальнейшей обмазкой стен известковым раствором. Вторым памятником Пскова XII века является Ивановский собор, усыпальница жен псковских князей. Церкви XIV-XV веков отличаются сравнительно небольшими размерами. Трехлопастное завершение стен в XIV веке увеличивает стройность зданий. Пскове основным типом храма является кубический, четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Материал культовых построек этого времени - плитняк (известняк). Плинфа уже не применяется. Ее отсутствие в стенах, столбах и сводах заставило псковских зодчих увеличить их толщину. В раствор больше не добавляется цемянка, кладка получается пестрой, неровной, что требовало обмазки известью. В результате неровность усиливалась, что придавало псковским церквам большую скульптурность и являлось характерной чертой псковского культового зодчества. Отличительной особенность псковских храмов являются ступенчатые арки, т.е. подпружные арки, расположенные на ступень выше сводов конца креста, лежащего в плане. Данная система увеличивала пространство под куполом и давала возможность придать большую стройность пропорциям интерьера и улучшить его освещенность. Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец - на апсидах и барабанах, бровки - над оконными проемами, валики и другое. Псковские культовые постройки, имея симметричный план, представляли собой сложные, живописные композиции. В конце XV - первой половине XVI веков были сооружены крупные трехапсидные храмы высоких художественных достоинств. Параллельно с крупными храмами в Пскове строились маленькие бестолпные с одной апсидой, покрытые либо двумя пересекающимися сводами, либо ступенчатыми арками. Характерной чертой псковских церквей являлись звонницы, крупные, отдельно стоящие сооружения или поставленные над одним из фронтонов церкви. Они были двух-, трех-, и пятипролетные. В XVI веке Псков украшали более 120 каменных храмов. Искусство псковских зодчих получает в XV-XVI веках широкое признание. Они строят в Москве (церковь Ризоположения, 1484-1488; храм Василия Блаженного, 1555-1561; Благовещенский собор, 1484-1489; Духовскую церковь Троице-Сергиева монастыря, 1476 год), Казани, Свияжске, способствуя формированию общерусской архитектуры. В начале XVII века стали появляться новые дворы "больших" псковских "гостей". Они строили 1-3 этажные каменные здания, возможно с деревянными этажами над ними. Дома, как правило, имели трехчастный план с сенями посредине. В дальнейшем планы усложнялись, нижние этажи (подклети) служили совместно для хранения товаров и наиболее ценного имущества. Массивные стены, своды, железные двери, ставни на немногочисленных окнах подклетей, решетки на окнах - все это защищало здания от пожаров. Нововведением являлось наличие повалуш - залов для общих дневных занятий и трапез, для приема гостей, устройства пиров. В некоторых домах были мужские и женские половины. Комнаты отапливались изразцовыми печами. Гражданские здания Пскова XVII века (Солодежня, Поганкины палаты, палаты Меньшиковых, Русиновых, Подзноевых и др.) позволяют судить о гражданском зодчестве Руси XVII века в целом. В этот же период в Пскове строятся каменные здания производственного и торгового назначения, административные (Приказная палата) и здания оборонного значение (Зелейские палаты). В конце XVII века в Пскове был освящен Троицкий собор, четвертый, построенный на том же самом месте. Он является воплощением архитектурных и инженерных достижений псковских зодчих, хотя и был построен под влиянием московских архитектурных веяний.